Авария в Юсуповском: КГИОП попал в вилку

   

Городские и федеральные структуры, охраняющие культурное наследие, перекладывают ответственность за случившееся друг на друга.

В Росохранкультуре вину за превращение в руины четырех колонн федерального памятника возлагают не только на подрядчика, но и на КГИОП.

25 мая заместитель руководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков, будучи в Петербурге на семинаре для сотрудников своих территориальных управлений, встретился с журналистами. Вилков пожелал «расставить акценты» в связи споследними событиями. На самом деле ожидалось, что это сделает глава Росохранкультуры Борис Боярсков, но тот на встречу с журналистами не явился.

Комментируя аварию с колоннадой ограды Юсуповского дворца, его заместитель, Анатолий Вилков, фактически обвинил специалистов городского комитета по охране памятников в том, что они недостаточно контролировали ход реставрационных работ. Заявив, что главным «виновником» аварии следует считать подрядную организацию ООО «Профиль», Вилков добавил, что «все ограничилось согласованием внутри КГИОП». По его словам, проводя экспертизу, «КГИОП должен был проверить порядок проведения реставрационных работ и вовремя выявить, что «Профиль» выбрал неправильную методику реставрации», – а этого сделано не было.

Кроме того, по словам Вилкова, в реставрации принимали участие «не совсем квалифицированные люди». Далее он заявил, что случившееся «будет уроком» для Росохранкультуры. «Мы подписали соглашение с городом, и если оно будет утверждено федеральным правительством, часть своих согласовательных функций мы передадим КГИОП, но контроль оставим за собой», - подчеркнул Вилков.

Напомним, что буквально на днях глава КГИОП Вера Дементьева заявила журналистам, что город курировал реставрацию ограды «на общественных началах», поскольку те, кто должен был заниматься приведением в порядок федерального памятника, этого не делали. «Ограда целиком и полностью находится в компетенции Росохранкультуры, - пояснила Вера Дементьева корреспонденту «Фонтанки». – Контроль должен был осуществляться ведомством, выдавшим разрешение на производство работ. Его как раз и выдала Росохранкультура».

Однако федеральные чиновники уверены,что отвечать за обрушение памятников они и вовсе не должны. «Мы осуществляем государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны памятников, - сообщил Анатолий Вилков. – А нам приписывают разные болячки, которые на самом деле к нам не имеют никакого отношения». При этом, назвав состояние правовой базы «катастрофическим», Вилков признался, что Росохранкультура «не знает, что охраняет», поскольку нет реестра памятников, предназначенных к охране. По уверению Вилкова, ответственность за культурное наследие должны нести те, кто его использует.

Чем же должны заниматься чиновники из федеральной структуры с весьма солидным бюджетом? Недавно в Петербурге глава Росохранкультуры Борис Боярсков открыто заявил журналистам, что финансирование, согласование и контроль за памятниками федерального значения должны осуществляться федеральными службами. «Если у кого-то есть желание начать хозяйничать на федеральных памятниках, этого не будет», - сообщил он.

В этом году на реставрацию федеральных памятников Петербурга из федерального бюджета будет выделена «круглая» сумма – 4,3 миллиарда рублей. Примерно две трети от этой суммы пойдет на Мариинский театр, Эрмитаж и Петропавловскую крепость. Оставшуюся часть поделят между средними и мелкими памятниками.

Однако федеральные чиновники считают, что лучший способ их сохранить – это отдать в частные руки. Продавать федеральные памятники государство сможет уже в начале следующего года. Сейчас в соответствии с поручением президента подготовлен проект федерального закона, предусматривающий отмену моратория на приватизацию федеральных памятников. По оценкам специалистов, новый закон может быть рассмотрен и принят депутатами Госдумы либо в конце весенней, либо в осеннюю сессию. Об этом 25 мая сообщил начальник отдела инспекции по охране культурного наследия Росохранкультуры Александр Работкевич.

«В принципе приватизация отдельных памятников будет возможна уже после появления закона, - считает Работкевич. - Если нельзя определить границы территории и условия охранных обязательств, общие для всех памятников федерального значения, то это не значит, что процесс должен затормозиться. В противном случае мы надолго завязнем в этом вопросе. Достаточно механизма, позволяющего определять такие условия индивидуально для каждого объекта приватизации. Я думаю, в следующем году такие объекты уже появятся».

Как уверяют в Росохранкультуре, в первую очередь под приватизацию попадут аварийные федеральные памятники. Таких в городе около сотни. Предполагается, что программу приватизации культурного наследия ежегодно будет утверждать Росимущество.

Генерация страницы 19.04.2024 19:45